Меню Поиск

«Ты узнаешь меня по почерку…»

25.05.2020

«Для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительней, чем для человека, Диккенса не читавшего», – сказал Иосиф Бродский в Нобелевской лекции.

Диккенс творил в 19-м веке, будущий нобелевский лауреат зачитывался им в середине 20-го, теперь, в 21-м, когда мы упиваемся поэзией самого Бродского, то в придуманную им формулу легко вписывается и его фамилия.

Открыть для себя Иосифа Бродского мне выпало только после сорока: услышала песню Виктора Берковского на его стихи «Пролитую слезу». Стихи завораживали. Потом еще был целый цикл, посвященный автору, в исполнении Олега Митяева «Ни страны, ни погоста…». Каждая такая песня удивительным образом находила отзвук в сердце. Потом судьба подарила счастливый билет на спектакль театра музыки и поэзии Елены Камбуровой «Дело № 69. Посвящается Ялте», по детективной поэме Бродского и другим стихотворениям.

С тех пор интерес к поэту продолжал расти и невозможно было равнодушно пройти мимо его произведений, книг и фильмов о нем.

24 мая мы будем отмечать 80-летие со дня рождения поэта. Хотя нам все время кажется, что это человек из другой эпохи, фактически Бродский – наш современник.

1.jpg

Что мы знаем о нем? Он родился в предвоенном 40-м. Иосифом его назвали в честь «Отца всех народов», сам он потом напишет эссе о своем тезке, которое назовет «Размышления об исчадии ада». Первые стихи написал в 16 лет, впечатлившись сборником Бориса Слуцкого, а когда познакомился со стихами Евгения Баратынского, окончательно укрепился в желании посвятить себя поэтическому творчеству.

Так случилось, что на Родине его гениальность была приравнена к преступлению. В 1964 году Иосифа Александровича арестовали «за тунеядство» и приговорили к пяти годам ссылки. Признание и условия для литературной работы он получит позже, в Америке, будет преподавать русскую литературу в университетах и колледжах, писать прозу на английском, но душа поэта продолжит петь и плакать по-русски. Похоронят Бродского на кладбище Сан-Микеле в Венеции в 1996 году.

Почему знание, чтение, изучение его творческого наследия представляется нам, сопричастным искусству литературы, необходимым? Потому что его поэзия помогает подняться над условностями суетной жизни и взглянуть на все не свысока, а с высоты. Если посмотреть на фотографии поэта, мы увидим его ироничную и вместе с тем теплую улыбку, словно стихотворный привет из его «Одиночества», услышим его тихий пророчащий голос:

«Да, лучше поклоняться данности
С убогими ее мерилами, которые потом до крайности,
Послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
Удерживающими в равновесии
Твои хромающие истины
На этой выщербленной лестнице».

И тем не менее, он ценил жизнь, был амбициозен, обожал своих родителей, слыл страшным кошатником, заядлым курильщиком, был без ума от Венеции, любил щегольски одеваться, дорожил дружбой.

Его стихи действуют на читателя гипнотически. В мире существуют два типа людей: одни не знают, как к нему относится, вроде признанная величина в мире литературы, но абсолютно не понятный, другие воспринимают поэзию Бродского на физиологическом уровне – кожей.

В 47 лет он получил Нобелевскую премию по литературе за «всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой мысли и яркостью поэзии». Во время церемонии на вопрос, считает он себя русским или американцем, Бродский ответил: «Я еврей, русский поэт и английский эссеист». Он еще при жизни стал классиком и вошел в историю русской литературы второй половины ХХ века.

Предлагаем послушать отрывок из «Нобелевской лекции» Иосифа Бродского.


Материал подготовили специалисты культурного центра Елена Колядина, Евгений Комухин

Возврат к списку