Меню Поиск

Женя, Женечка и «катюша»

26.08.2020
Официальная кинопремьера фильма в СССР состоялась 21 августа 1967 года. Но работа над картиной – процесс очень долгий. Вот и к созданию «Жени, Женечки и «катюши» ее авторы приступили за два года до выхода киноленты в массовый прокат.

Перенесемся на 55 лет назад. 1965 год. Весна. Ялта. Дом творчества писателей. Владимир Мотыль и Булат Окуджава начали работу над сценарием киноленты, которая в дальнейшем будет вынуждена пройти множество испытаний, прежде чем станет очень популярной – в первый же день проката ее посмотрит около 24 миллионов человек.

В середине 60-х молодой режиссер Владимир Мотыль решил выпустить вторую картину, в 1962 году состоялся его дебют – «Дети Памира». С выбором новой темы определялся недолго, идею подала пресса. Выходило большое количество статей с пожеланием руководства Госкино: зрителю нужны комедии на военную тему.

1.jpg

Юноши 60-х перестали стремиться на службу в армию. Ранее снятые фильмы, полные героизма и патетики, больше не вдохновляли молодежь. Считалось, что на смену им должно прийти легкое развлекательное кино. И тогда Владимир Мотыль придумал историю молодого школяра, совсем не вояки, а интеллигента и недотепы. «Когда почти сорок страниц было написано, я отправился к Булату Окуджаве. Почему? Потому что мне показалось, что его повесть «Будь здоров, школяр», хотя она отнюдь не комедийная, но является одним из редких прозаических произведений с абсолютной правдой о войне. Он нигде ничего не приукрашивал. Он описывал свои внутренние ощущения...» – вспоминал Мотыль. Так он на свою идею наложил повесть, а Булата Окуджаву пригласил в соавторы.

На экскурсии «Я ранен войной на всю жизнь…» сотрудники культурного центра подробно рассказывают о повести «Будь здоров, школяр». Она была впервые опубликована в калужском альманахе «Тарусские страницы» и обругана официозными критиками. Автора обвинили в пацифизме, поэтому у властей он доверия не вызывал. Владимиру Мотылю твердили, что участие в новой картине Булата Окуджавы принесет лишь проблемы, но режиссер был непреклонен. Как и предупреждали Владимира Мотыля коллеги, нестыковки начались после того, как утвердили сценарий.

Свою картину режиссер планировал снимать на «Мосфильме», но там заявку не приняли. Замысел авторов никак не вписывался в заданные клише советского кинематографа. Тогда по совету Окуджавы Мотыль обратился на Ленфильм, в третье творческое объединение, руководители которого были известны своими лояльными взглядами. И действительно, фильм взяли. Но на этапе запуска вмешалось вышестоящее начальство. Мотылю удалось запустить съемочный процесс по счастливой случайности, уличив руководителя Госкино Филиппа Ермаша в клевете.

Режиссеру пришлось побороться не только за Булата Окуджаву, как за соавтора, но и за исполнителя главной мужской роли. Было решено, что хрупкого интеллигента с Арбата сыграет Олег Даль. Мотыль был уверен, что никто лучше не воплотит его замысла.

2.jpg

Здесь хочется сделать небольшое отступление и уточнить, что Мотыль сам начинал с карьеры актера, окончив актерское отделение Свердловского театрального института. Затем в качестве режиссера ставил спектакли во многих городах Урала, в том числе и Свердловской области, и в Нижнем Тагиле (это совпадение особенно расположило к нему Окуджаву). Он знал работу с позиции и режиссера, и актера, поэтому беспорядка на своей площадке не допускал, но Олегу Далю многое прощалось. Артист славился своей скандальностью и непредсказуемостью, имел инциденты, связанные с алкоголем. Киностудии сотрудничать с ним боялись, поэтому утверждать на роль не спешили. Но на роль Жени Колышкина актёр подходил идеально, так как его внутренние качества полностью совпадали с придуманным Мотылем образом. По признанию самого Владимира Мотыля, в Дале больше всего подкупала его независимость, именно она так нужна была для этой роли. Ведь «главное качество Жени Колышкина – это его неадекватность окружающему. Он живёт в своём фантастическом, выдуманном, иллюзорном мире… Совершенно не ощущает, что он на реальной войне, и от этого происходят все его приключения. Даль был точный, снайперский выбор на эту роль», – говорил режиссёр. Ни для кого не секрет, что во время съемок Даля даже закрывали на пятнадцать суток за хулиганство. Только благодаря умению Владимира Мотыля договариваться, актера отпускали утром на съемки, а после – забирали обратно, на «отсидку». Как говорил сам режиссер «талант требует снисхождения и терпимости».

Актрису на главную женскую роль режиссёру пришлось разыскивать долго. Мотыль четко придумал себе образ. Женечку Земляникину должна была сыграть обаятельная и физически привлекательная женщина, «немного грубоватой внешности». Кандидаткой была одна из первых красавиц кино Наталья Кустинская. Худсовет очень рекомендовал ее. Но Мотыль сопротивлялся: он считал, что изнеженная Кустинская никак не соответствовала образу суровой «девушки с фронта». И тогда он обратил за помощью в Щукинское училище. Просмотрел фото разных актрис и выбрал выпускницу Галину Фигловскую. Но она к тому моменту разочаровалась в своих актерских способностях, ушла из театра и работала на закрытом секретном химическом комбинате. Типаж актрисы был настолько убедительным, что Мотыль разыскал ее и предложил роль без проб.

3.jpg

«Женя, Женечка и «катюша»» один из немногих фильмов, авторы которого позволили себе шутить на военную тему. Поэтому и действие разбито на своеобразные "анекдоты" или главы рыцарского романа с лёгким налётом бутафории и театральности. В нем, как и в «Школяре» описан солдатский быт: есть и бивуачные приключения, и мимолетные романы, и дорожные попойки. Но все же сюжеты разные. Книгу и киноленту объединяет скорее общая интонация. Уходя от общепринятых канонов идеализации войны, авторы показали солдата не как героя, а как человека, у которого те же страхи, желания и мысли, т.е. как бы «очеловечили», показали его индивидуальность и сокровенные чувства.

4.jpg

Солдат Женя Колышкин – рассеянный и несуразный тип, сплошное недоразумение в военных буднях – периодически подвергается насмешкам со стороны старших по званию и возрасту и постоянно попадает в нелепые комичные ситуации. Например, под Новый год, заблудившись, он попал к немцам. Кстати эта история реальна и заимствована из фронтовых газет. Но именно благодаря смекалке мечтателя советской армии удалось освободить ещё один дом от фашистов. Эту сцену литературовед Дмитрий Быков считает успешной и называет «гомеровской». Солдаты, переодевшись в женские платья, замаскировались под немецких беженцев и успели пробежать через площадь, чтобы зарядить «Катюшу». И, конечно же, с Колышкиным случается любовь. Однажды он случайно знакомится с суровой связисткой полка «Катюш» Евгенией Земляникиной и влюбляется в нее. Симпатия даже становится взаимной…

5.jpg

Съёмки фильма частично проходили в Калининграде, там снимали самые технически сложные сцены уличных боев. Зимние сцены снимали в Ленинградской области в местечке под названием Юкки. В эпизоде празднования нового года среди солдат можно заметить авторов сценария, появившихся в кадре буквально на несколько секунд.

6.jpg

Что касается жанра, то сам режиссер определил его как трагикомедию, хотя изначально фильм задумывался как комедия эксцентрическая.

Стоит сказать и о главной музыкальной теме, которая обеспечила фильму огромную популярность. «Капли датского короля» созданы по мотивам шуточной песни. Булат Окуджава говорил: «…Я специально для фильмов песен не пишу. Просто… те песни, которые им нравятся, они [кинематографисты] берут…». Так случилось и с «Каплями датского короля». Однажды Мотыль пришел к Окуджаве и случайно увидел текст песни, который лежал на столе. У режиссера не было сомнений, что он идеально подойдет к фильму. Композитором же выступил Исаак Шварц. Песня получилась очень динамичная и веселая, она отлично передает настроение всей ленты.

audio-player-responsive-and-touch-friendly-3.jpg

В прокат фильм выпустили «третьим экраном» – по клубам и окраинным кинотеатрам, картина имела очень большой успех у зрителя. Однако критики встретили его с явным неодобрением. Это неудивительно, в нем слишком много любви для военной картины, и слишком мало патриотизма. Мотыля без объяснения причин отлучили от кинематографа. И здесь уже Булат Окуджава пришел на помощь другу. Он самостоятельно отвечал на критику, когда на картину посыпались идеологические обвинения. И тогда Мотыль решился на неординарный поступок – отправил телеграмму председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину. Тот лично посмотрел фильм и не увидел в нем ничего «вредного» для общества. Ленту разрешили пустить в массовый прокат, она мгновенно окупилась. Это спасло фильм от забвения и карьеру его режиссера.

Вот так, благодаря творческому союзу Мотыля и Окуджавы, вышел в свет, пожалуй, один из самых «нестандартных» фильмов о Великой Отечественной – «Женя, Женечка и "катюша"». «Школяры, – пишет Быков, – стали обозначением воевавшей молодой интеллигенции, девятнадцатилетней, неумелой, не знавшей жизни, почти поголовно выбитой». Авторы отстояли «право этих персонажей не набираться взрослости и цинизма – оставаться такими же ушастыми, неловкими, тонконогими, жалкими принципиально и демонстративно невоенными».

Что касается Жени Колышкина, то его жизнь, как и жизни миллионов других людей, война поделила на два этапа – до и после. Но какое событие заставило чудаковатого юношу мгновенно повзрослеть, мы не расскажем, советуем просмотреть фильм.

7.jpg

И завершаем статью словами Владимира Мотыля о соавторстве с Булатом Окуджавой.

«Нередко бывает, что два строптивых соавтора, писатель и режиссер, временно объединенные кинокутерьмой, заканчивают картину и вздыхают с облегчением: больше не встретимся. И хотя мою совместную работу с Булатом Окуджавой над «Женей-Женечкой» не только не отягощали недоразумения или размолвки, напротив – мы подружились,–- тем не менее, встретиться снова в работе не довелось. Я не имею в виду тексты романсов и песен, которые писались им для всех моих фильмов и спектаклей, я говорю о работе сценарной».

Подготовила библиотекарь Анастасия Глазырина

Источники:

Быков Д. Л. Булат Окуджава / Д. Л. Быков. – 3-е изд., испр. – Москва : Молодая гвардия, 2011. – 777[7] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1311)

Голос надежды: новое о Булате : сборник / сост. А. Е. Крылов. – Москва : Булат, 2006. – Вып. 3. – 544 с. : ил.

К тому 3 «Пьесы и сценарии» : Владимир Мотыль // Голос надежды: новое о Булате / сост. А. Е. Крылов. – Москва, 2008. – Вып. 5. – С.372-374 : фот. – Прил.

Окуджава Б. Ш. Будь здоров, школяр : [для среднего и старшего школьного возраста] / Б. Окуджава ; ил. Е. Ремизова. – Москва : Самокат, 2014. – 160 с. – (Как это было).

«Тайны кино» : «Женя, Женечка и «Катюша» : [о фильме] // Телеканал «Москва 24» : официальный сайт. – Москва. – 2018. – 19 нояб. – URL: https://www.m24.ru/shows2/77/190124 (дата обращения: 14.08.2020).  

Возврат к списку