Меню Поиск

Образ Пушкина в поэтическом мире Окуджавы

05.06.2020

У него ремесло – первый сорт
И перо остро.
Он губаст и учен, как черт
И все ему просто...

Перечисляя любимых писателей, первым Булат Окуджава всегда называл Александра Пушкина. Исследуя творчество самого Окуджавы, мы видим, что эта фигура действительно имеет для него колоссальное значение и неоднократно становится главным героем его произведений. Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка, поэтому ежегодно в России шестого июня, в день рождения поэта, празднуется еще и День русского языка. Сегодня мы хотим поговорить об образе классика в лирике Окуджавы, о том, каким видел поэт-шестидесятник своего кумира, величайшего представителя «золотого века».

С его знаменитыми сказками, написанными на все времена, дети знакомятся, еще не научившись читать. И Булат не был исключением. Культ поэта он перенял от родителей еще в ранние годы. Воспоминания об этом можно найти в автобиографическом романе Окуджавы «Упраздненный театр»: «Ему, первокласснику, добрая учительница заявила непререкаемо, что Пушкин был плохой, потому что имел крепостных крестьян и издевался над ними, а Демьян Бедный – хороший… И он кинулся к мамочке: Мамочка, кто главнее – Пушкин или Демьян Бедный?» – «Ну, конечно, Пушкин» – сказала мамочка, думая о чем-то своем». Сцены из знаменитого романа «Евгений Онегин» неоднократно разыгрывались ребятами во дворе под руководством Ванваныча – главного героя романа.

Поэтов разных поколений связал Арбат. В Москве они оба родились, провели детские годы, оба покидали ее и снова возвращались. Будучи взрослым, в одном из интервью Булат Окуджава сказал: «Мне крупно повезло, потому что я родился на Арбате и жил там в доме 43, и юность моя прошла там, а Александр Сергеевич жил через пять домов, для меня это какой-то символ. Хотя Арбат и сам по себе улица знаменательная, но плюс Пушкин…»

Безусловно, творчество Пушкина сыграло огромную роль в формировании поэтического мира Булата Шалвовича. «Он страстно – до самозабвения – любил Пушкина, любил беззаветно, самоотверженно, сожалел о том, что нельзя встретиться с великим русским поэтом, пройтись с ним по московским улочкам, поговорить о том о сём, о самом главном, о наболевшем…» – написал Николай Кружков в своей статье «Автограф от Гофмана». И эту любовь Окуджава выразил в своих стихотворениях. Известный филолог, исследователь русской литературы Ю.М. Лотман сказал однажды: «… на мой взгляд, лучше всех Пушкина понял не исследователь, а поэт – Булат Окуджава. В его стихотворении «Александру Сергеевичу хорошо...» больше понимания личности Пушкина, чем во многих академических трудах…».

В 60-70 годы Булат Окуджава размышлял не только о жизни одного из своих любимейших мастеров слова, но и о своем творчестве «на фоне Пушкина…». За это десятилетие вышли в свет четыре посвящения поэту. Предлагаем ознакомиться с ними подробнее. Первым по хронологии было стихотворение «Былое нельзя воротить…» (1964 г.).

Окуджава Б.Ш. «А все-таки жаль…» (исполняет автор)

По мнению Окуджавы жизнь в любое время по-своему прекрасна, но все же автор чувствует родство с ушедшей эпохой, восторгается ей, видит особую красоту в старых традициях – «ужин в заведении «Яр», извозчики вместо машин, и вздыхает: «А все-таки жаль…», – от мысли, что никогда уже не будет как прежде. Неслучайно во главе произведения сердце России – Москва и носитель русского духа – Пушкин.

Через два года, в 1966, появилось стихотворение «Александр Сергеич».

Не представляю Пушкина без падающего
снега,
бронзового Пушкина, что в плащ укрыт.
Когда снежинки белые посыплются с неба,
мне кажется, что бронза тихо звенит.
Не представляю родины без этого звона.
В сердце её он успел врасти,
как его поношенный сюртук зелёный,
железная трость и перо – в горсти.
Звени, звени, бронза. Вот так и
согреешься.
Падайте, снежинки на плечи ему…
У тех – всё утехи, у этих – всё
зрелища,
а Александра Сергеича ждут в том
дому.
И пока, на славу устав надеяться,
мы к благополучию спешим нелегко,
там гулять готовятся господа гвардейцы.
и к столу скликает «Вдова Клико»,
там напропалую, как перед всем светом,
как перед любовью – всегда правы…
Что ж мы осторожничаем? Мудрость не в
этом.
Со своим веком можно ль на «вы»?
По Пушкинской площади плещут страсти,
трамвайные жаворонки, грех и смех…
Да не суетитесь вы! Не в этом счастье…
Александр Сергеич помнит про всех.

Всего несколько букв в имени опущено и вот уже недосягаемая величина, идеал становится простым человеком, близким другом, родней по духу – так тепло звучит это окуджавское – Сергеич.

Необычную «биографию» кумира Окуджава дал в стихотворении с загадочным названием «Счастливчик Пушкин» (1967 год). Ему стоит уделить особое внимание. Автор, рисуя образ гениального поэта, собрал воедино отдельные наиболее важные моменты его жизни: период проживания в псковском имении Михайловское в дали от интриг и городской суеты (именно там, в уединении, им написано множество произведений: поэма «Цыганы», романы «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» и другие), служба в Одессе (1823 г.), встреча и личный разговор с царем, любовные отношения и, наконец, трагический исход дуэли. Поразительно, как Окуджаве удалось в каждом совсем коротком четверостишии, как в фотоальбоме, запечатлеть важные «кадры» жизни Пушкина. Серьезная тема описана в привычной окуджавской манере, с долей легкости и юмора, читая, не всегда понимаешь, на чем сделать акцент. Самую точную интонацию можно услышать в исполнении самого автора в художественном кинофильме Динары Асановой «Ключ без права передачи» (1976 год).

Окуджава Б.Ш. «Счастливчик Пушкин» (исполняет автор)


Четвертое стихотворение на пушкинскую тему родилось в 1970 году – «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину». Здесь в названии нет никакой интриги, мы сразу понимаем, о чем пойдет речь. Окуджава поднимает тему скоротечности жизни. «И птичка вылетает…» – важно не упустить момент, запечатлеть его. А любое напоминание о поэте, пусть даже в виде памятника на заднем плане, не только способно украсить фотографию, но и заставить людей ощутить себя частью истории, задуматься о том, какой след в ней может оставить каждый из нас. Образ Пушкина объединяет и сближает всех участников действа, будь то герой снимка или просто прохожий.

Окуджава Б.Ш. Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину (исполняет автор)

audio.jpg

Интерес к жизни кумира не оставил Окуджаву и после 70-ых. В 1976 году в Молдове он стал одним из желанных гостей на Днях советской литературы с участием обширного писательского десанта из разных городов. Венцом этого праздника были памятные многолюдные торжества, посвященные дню рождения Пушкина, путешествие в живописное село Долна, выступления и концерт на Пушкинской поляне, близ родника Земфиры, где юный Александр Сергеевич, по преданию, впервые встретился с прелестной цыганкой, ставшей впоследствии героиней его поэмы. Там Окуджава особенно остро ощущал эффект незримого присутствия Александра Сергеевича. На празднике он исполнил свою песню «Былое нельзя воротить…».

Пушкин для Окуджавы – это и эстетический ориентир, данный миру, Солнце русской поэзии; и «счастливчик» – обычный человек, который живет в согласии с душой и сердцем; это и символ Родины; и представитель любимого Окуджавой сословия; связующее звено между прошлым и настоящим, существующее вне времени. Окуджава всю жизнь возвращался к пушкинской теме, кроме названных нами, упоминания о Пушкине можно найти в стихотворениях «Приносит письма письмоносец…» (1988), «Ах если б знать заранее…» (1990).

Источники:

  1. Булат Окуджава «А все-таки жаль…» : [видеозапись песни] // Архив авторской песни : [канал на YouTube]. – URL: https://www.youtube.com/channel/UC12XOXZig8RKzH6ZWG74JPg (дата обращения: 02.06.2020).

  2. Голос надежды: Новое о Булате : сборник / сост. А. Е. Крылов. – Москва : Булат, 2009. – Вып. 6. – 496 с. : ил.

  3. Голос надежды: Новое о Булате : сборник / сост. А. Е. Крылов. – Москва : Булат, 2012. – Вып. 9. – 592 с. : ил.

  4. Ключ без права передачи : [художественный фильм] / автор сценария: Г. Полонский ; режиссер Д. Асанова ; операторы: Д. Долинин, Ю. Векслер ; композитор: Е. Крылатов ; в ролях: Е. Проклова, А. Петренко [и др.] : киностудия «Ленфильм». – Фильм вышел в 1976 г. // LFV : [канал на YouTube]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=BI0PLX4eBNw (дата обращения: 03.06.2020). – Булат Окуджава читает стихотворение на 45-ой минуте.

  5. Окуджава Б. Лирика / Б. Окуджава. – Москва : Издательство «Э», 2017. – 352 с.

  6. Окуджава Булат уникальное интервью : [видео] // Строй русской души : [канал на YouTube]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=gDzMfuIYhpc (дата обращения: 03.06.2020). – Видеозапись разговора Б. Окуджавы с чешским журналистом на даче в Переделкино.

  7. Окуджава Б. Ш. Упраздненный театр / Б. Ш. Окуджава. – Москва : Астрель, 2012. – 352 с.

  8. Шраговиц Е. Загадки творчества Булата Окуджавы: глазами внимательного читателя / Е. Шраговиц. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2015. – 204 с.

Анастасия Глазырина

 

Возврат к списку