Перевести страницу

Статьи

Уроки фестиваля

Уроки фестиваля

Уроки фестиваля

29 Мая 2014

«Отшумели песни нашего полка» (а, может, и не нашего?) на первом открытом региональном фестивале-конкурсе авторской песни «Возьмемся за руки, друзья…», посвященном 90-летию со дня рождения Булата Окуджавы. Конечно, мы, тагильчане не можем не испытывать положительных эмоций по поводу того, что он состоялся на нашей земле. И все-таки итоговый гала-концерт, в котором прозвучало всего четыре песни великого маэстро, оставил лично у меня чувство недосказанности и недоумения.


«Виноградная косточка» и «Молитва» не смогли перебить песенное творчество авторов с облегченной поэтической основой. Но больше всего огорчила литературно-музыкальная композиция Нижнетагильского драматического театра имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, в которой один из актеров привнес в творчество Булата Шалвовича новую строку, полагая, видимо, что тем самым усиливает впечатление трагизма. Однако упоминание Тагила в известном четверостишии «Не слишком-то изыскан вид за окнами…» просто потрясло знающих людей, которым доподлинно известно, что отец поэта был расстрелян в подвалах НКВД на Ленина, 17, в городе Свердловске 4 августа 1937 года. Так вот, походя, актеры ведущего театра скорректировали историю.

Почему такое произошло – от незнания или невнимания, не суть важно. Важно, что такой ляп непростителен. Благо, наша гостья из Государственного музея Булата Окуджавы в Переделкино Марина Старченко сделала вид, что ничего не случилось. Я сидел с ней рядом, и мне было стыдно. Дело в том, что после того, как проведение фестиваля стало зримой реальностью, появилось много его поклонников и обожателей, которые непременно хотели внести свой вклад в общее дело. И остановить это желание-поветрие было непросто. Будем верить, что всеми руководила искренность, но она не заменит знание предмета.

К несчастью, «непредвиденные трудности» возникают и тогда, когда ошибается руководство. В частности, отношения областных и городских чиновников от культуры с вдовой поэта О. В. Арцимович-Окуджава зашли в тупик из-за их неуклюжих действий или бездействия. Они не приняли название фестиваля «Виноградная косточка» как бренд, подаренный Ольгой Владимировной Нижнему Тагилу, и зарыли его где-то в своих кабинетах, попутно проигнорировав и авторское право.

Такое неуважение вызвало ответную негативную реакцию и поставило под угрозу приезд в Нижний Тагил народной артистки России Елены Камбуровой. Она нанесла визит вдове поэта, чтобы посоветоваться насчет поездки, на что последняя ответила: «Решай, Лена, сама». Камбурова сразу же «заболела». И было отчего – ведь программа ее концерта называется «И друзей созову…» Эта строка взята из «Виноградной косточки» Булата Окуджавы неслучайно. Но разве начальники от культуры думают о таких «мелочах»? Рассуждения их идут по иному алгоритму: «Мы и так много делаем! Чего еще от нас хотят?!» Но это неверное и деструктивное рассуждение. Учтивость и уважение - более весомые аргументы, чем глухота и самоуверенность.

Извиняться перед О. В. Арцимович чиновникам все-таки пришлось, и сделал это в своем теплом и прекрасно написанном письме В. И. Капкан. Вдове поэта понравились не только стиль письма, но и то, что, как в нем сообщалось, в школе № 32 педагоги и члены Общественного городского совета провели фестиваль песен и поэзии Булата Окуджавы «Виноградная косточка» (ответственность за использование названия взял на себя ваш покорный слуга); что 6 мая в Нижнем Тагиле пройдет поэтический марафон, а 9 мая на здании учебного заведения появится мемориальная доска с барельефом поэта, который учился в 32-й в 1936-1937 годах. Так к общему удовольствию эта история завершилась благополучно. Ольга Владимировна оценила изысканность реверанса и старания автора послания и сменила гнев на милость. Хотя, боюсь, этот урок был плохо усвоен нашими чиновниками, но поживем – увидим.

До сих пор не могу понять, почему организацию и проведение фестиваля поручили Свердловскому государственному областному Дворцу народного творчества, который явно не имел в своем активе подобного опыта. Конечно, менестрели с гитарами - тоже народ, но специфический. Его надо знать, как знать историю бардовского движения и его практику. В результате организаторы, словно «Титаник», напоролись на айсберг. За первые недели в оргкомитет поступило всего три или четыре заявки. Причина в том, что утвержденное Положение о фестивале, в частности, его пункт первый о предоставлении видеоматериалов (заочный тур) не учитывал материальные возможности авторов. Им-то известно, что стоимость съемки одного клипа в условиях хорошей студии стоит порядка 25 тысяч рублей. К тому же заказы надо делать загодя, а времени на это не осталось.

В связи со сложившейся ситуацией мне позвонил один из моих друзей и, посоветовавшись, мы решили предложить организаторам убрать из Положения пункт о заочном туре, а сами занялись явкой. Так включено было по региону «бардовское радио», которое и обеспечило хороший сбор участников в Ключиках 17 мая, в день проведения отборочного тура. 102 человека – это прекрасный результат. Свою роль сыграл и «крымско-севастопольский фактор».

Еще одна «непонятка» возникла в связи с жюри. В результате в его состав не включили ни одного тагильчанина. Областной министр культуры Павел Креков публично заявил на пресс-конференции, что в Нижнем Тагиле плохо с профессионалами, и они приедут из Екатеринбурга. Хочу заметить, что такой высокомерной характеристики наш город не заслужил. Можно подумать, мы до сих пор прозябали в бескультурье... А в реальности мы жили и работали, продвигали идею литературно-музыкального центра «Дом Окуджавы», провели три фестиваля поэзии и песни «Надежды маленький оркестрик», на которых и шлифовали свое мастерство Татьяна Аксютова и трио «Без сомнения», ставшие победителями регионального конкурса. Более того, вся символика наших фестивалей, дипломы, значки и задник сцены были заимствованы Большим фестивалем.

Теперь я по-настоящему оценил мудрое предупреждение профессора В. М. Грузмана, что фестивали Булата Окуджавы - более поэтические, чем музыкальные, и в их жюри должен быть обязательно включен известный автор. Но, увы, Общественный городской совет не предложил ни одной кандидатуры...

В итоге первый открытый региональный фестиваль-конкурс авторской песни превратился, на мой взгляд, в привычный трафарет бардовских мероприятий среднего уровня. И хотя во время гала-концерта люди на сцене пели от души, но это не спасало общую идею, идею сотворчества и гармонии.


Что наболело, то, как говорится, я и высказал. Хочу только еще раз подчеркнуть, что знаменитое выражение Булата Шалвовича «Берегите нас, поэтов» адресовано не тем, кто взялся за перо, а тем, кто пытается руководить и водить пером. Все эти попытки обречены на неуспех. Поэтому, когда сегодня мы уже думаем о втором региональном фестивале, необходимо учесть все промахи и четко решить, какие номинации останутся в Положении и по каким критериям их оценивать. Есть предложение оценивать только музыку или только стихи, но песня - это цельное живое существо. Оно неразделимо.

Василий ОВСЕПЬЯН,

член Союза писателей РФ.


С благодарностью и надеждой

Как сообщила научный сотрудник Государственного музея Булата Окуджавы в Переделкино Марина Старченко, бывшая гостем первого открытого регионального конкурса-фестиваля «Возьмемся за руки, друзья…» в Нижнем Тагиле, вдова поэта О. В. Арцимович-Окуджава выразила большую благодарность организаторам и участникам этого знакового культурного события.

Она также надеется, что с открытием литературно-музыкального центра «Дом Окуджавы» у тагильчан все получится. В знак уважения к нашему городу она, как директор, распорядилась в раздел ныне действующей музейной выставки «Окуджава сегодня» добавить плакетку мемориальной доски на здании школы № 32, афиши фестиваля и очерк В. Овсепьяна «Прошлое, которое идет по пятам», где они и заняли достойное место. Большую часть подарков инициативной группы Ольга Владимировна отправили в «Фонд Арбата» в Москву.

В. Андреев.

Конструктор сайтов
Nethouse