Перевести страницу

Новости

«Виноградная косточка» от Ольги Владимировны…

Виноградная косточка» от Ольги Владимировны…

«Виноградная косточка» от Ольги Владимировны…16 Января 2014

Как гласят рассказы и поверья, Переделкино появилось в 17-м веке. Тогда еще по реке Сетунь ходили корабли. И, как узнаем из истории, здесь их на верфях ремонтировали или переделывали. Вторая версия возникновения поселка восходит к правлению Ивана Грозного, который неугодных и непокорных бояр из роскошных палат ссылал на переделку характеров в крестьянские избы. А третья связана с приглашением на служение тем же Грозным митрополита Филиппа, которого не съел дикий медведь, но удавил Малюта Скуратов. (Роль митрополита Московского Филиппа блистательно сыграл в недавнем фильме «Царь» Олег Янковский, это была его последняя роль в кино). Ныне здесь же, недалеко от железнодорожной станции, стоит прекрасный храм Святого Игоря Черниговского и Киевского. Эта красота должна облагораживать душу, и многие восхищаются и внимают ей.


Слава Господу, что открытое богоборчество с церковью завершилось, а в 1934 году случилась такая история. Отец социалистического реализма Максим Горький посоветовал Сталину выделить земли под постройку городка писателей на правах безвозмездного и бессрочного пользования. И вождь народов согласился с этим, снабдив свое решение такой «остроумной» репликой: «Переписчики…» С тех пор много воды утекло. Железный поток революции продолжил свое движение к победам социализма и коммунизма, а по пути за подозрение в шпионаже в пользу Японии был расстрелян лучший друг Пастернака писатель Борис Пильняк, на своей даче застрелился Александр Фадеев и повесился хороший сценарист и поэт Геннадий Шпаликов.


После 23 октября 1958 года, когда Б. Л. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия «За выдающиеся заслуги в современной русской поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы», советская власть активно и рьяно взялась за «переделку» Бориса Леонидовича. Она вынудила его отказаться от заслуженной награды, затравила критическими статьями, и через два года, 30 мая 1960 года, он скончался. Пастернак был из тех редких людей, кто не подписал ни одного письма с осуждением высших военных кадров, включая маршала Тухачевского в самые мрачные годы внутреннего террора. Его дача обрела статус музея через тридцать лет после смерти поэта - в 1990 году.


Почему я так подробно об этом рассказываю? А вот почему – у каждого музея есть своя судьба, и она зачастую непроста. А в нынешних рыночных условиях каждая сотка земли в Переделкино подорожала до 60 тысяч долларов. И слово «переделка» постепенно стало приобретать иное этимологическое значение – передел. Новым русским явно не хватает интеллекта и таланта писателей для того, чтобы чувствовать себя спокойней в окружении великих исторических имен.


Еще один фактор, который влияет на самочувствие музеев, это смена вышестоящих руководителей. Стремление новых управленцев высшей категории привнести что-то новое в свою работу понять можно. Так, проект «Вечером в гости в музей» его инициатору директору Театрального музея имени Бахрушина Дмитрию Родионову представляется своевременным и креативным. Вот его основная мотивация: «Мы задумали этот проект для того, чтобы москвичи и туристы знали, что у них всегда есть возможность прийти в гости к самым интересным историческим личностям – в их мемориальный музей».


Под эту идею уже объединили 30 учреждений, в том числе дома-музеи Чуковского и Пастернака и, наверное, есть желание дополнить этот список и Государственным музеем Булата Окуджавы. Но это мое личное предположение, и только, и я против такого намерения категорически, потому что «лебеди не могут хором», потому что, смешав вместе театралов, киношников и литераторов, новое руководство вряд ли достигнет успеха. Не будет этого успеха и тогда, когда прежней обустроенной ритмичной жизнью литературных музеев начнут руководить современные чиновники новыми жесткими методами, например, оптимизируя штат.


Зная из Интернета историю выживания музея Булата Окуджавы, когда его переподчиняли Московской области и даже угрожали отключить в нем свет и воду, я начал свой разговор-беседу с О. В. Арцимович-Окуджава с вопроса о том, каковы ее отношения с Президентом РФ В. В. Путиным, и как он относится к музею, директором которого она является?

- А как он должен относиться к тому, что создал сам? Учтите, я интервью не даю, и сделала однажды только одно исключение - для Дмитрия Быкова.


После длительной паузы мне пришлось заверить вдову великого поэта, что приехал я с одной целью - установить более тесные связи по поручению общественности Нижнего Тагила, добивающейся открытия литературно-музыкального центра «Дом Булата Окуджавы» в нашем городе. Что касается рождения музея в Переделкино (п. Мичуринец), то после настойчивых двухлетних выступлений общественности 3 ноября 1999 года «Российская газета» опубликовала следующую информацию: «В писательском городке Переделкино в доме № 11 по улице Довженко, где многие годы жил и работал Булат Окуджава, будет создан Государственный мемориальный музей поэта. Этого добивались многочисленные почитатели его стихов и песен. И вот – добились: правительственное распоряжение на этот счет подписал премьер-министр В. Путин. При этом он заметил: «Пусть этот пример станет хорошей традицией». Стал ли? Где-то стал, например, в Вилково на Украине, где прошел фестиваль песен Булата Окуджавы, куда по приглашению организаторов ездила Ольга Владимировна. Но если проводить аналогии с Нижним Тагилом, то за четыре года борьбы с чиновниками наша общественность пока не добилась никаких весомых результатов. Все действия городских клерков ограничиваются бумажной суетой. Мы, инициативная группа, получаем в качестве ответов одни отписки и заверения.


Не проявили интерес к этому проекту и бывший губернатор А. Мишарин, и бывший министр культуры А. Бадаев, да и наш начальник управления культуры В. Капкан тоже вел себя не очень активно. Вообще, после отъезда на работу в Екатеринбург бывшего первого заместителя главы города В. В. Погудина вопрос об открытии культурного центра имени Окуджавы словно замер. Вот и сейчас чиновники говорят нам о «дорожной карте», где оговорены сроки и мероприятия, но у нас есть опасения, что их замедленный стиль работы не сократит, а удлинит плохое. Подумайте сами, скоро мы будем отмечать первую пятилетку наших попыток создать принципиально новое культурное учреждение, которое закрыло бы брешь бескультурья, созданную бесконечной историей с реконструкцией киновидеоцентра «Современник». И, слава богу, что текущий год объявлен в нашей стране Годом культуры. А сие означает, что по-старому работать нельзя, надо успевать за временем. Если администрация делает первые позитивные шаги в области культуры - это и реконструкция Театральной площади, и прекрасная новогодняя елка, то Нижнетагильская городская Дума уделяет ей внимание пока только в бюджетном разрезе. А кто же будет думать об идеологии культуры, о том, кого и зачем она воспитывает? Это прекрасно, что драматический театр выглядит, как с иголочки, и ему опять на реконструкцию выделены средства, но окупятся ли финансовые вложения содержательной творческой работой коллектива, в котором возникли серьезные противоречия?


Однако вернемся в Переделкино. В беседе с Ольгой Владимировной Окуджава я сослался на положительное отношение руководства Нижнего Тагила к идее открытия «Дома-музея Окуджавы» и привел следующие слова главы города, которые он высказал журналисту информагентства «Все новости» Елене Боярской, когда она заметила, что некоторые краеведы и музейщики выразили недоумение по поводу открытия такого центра.


Зачем, мол, это делать, если Булат Окуджава не оставил особого следа в истории города? На что С. К. Носов заметил: «Мне не совсем понятно, какой след нужно оставить, чтобы музей был? Есть сам факт проживания семьи Булата Окуджавы. Есть готовность его родственников предоставить материалы в фонд этого музея, есть поддержка с их стороны. Я считаю, что его творчество небезразлично многим россиянам. И сам факт проживания его в Нижнем Тагиле, и возможность иметь музей его имени – это хорошо».


Добавлю к этому только одно – Ольга Владимировна является правопреемником имени Булата Окуджавы, а это означает, что без ее личного разрешения не утверждаются проекты на новые учреждения, выпуск печатной и сувенирной продукции, видео- и кинопородукции, дисков и саундтреков. Это право также распространяется на изготовление памятников, скульптур и барельефов. Один из последних примеров - когда она отказала Зурабу Церетели в покупке его скульптуры. Думаю, это произошло потому, что стилистика этого большого мастера противоречит внутреннему образу Булата Окуджавы.


Разумеется, вдова поэта вправе рассчитывать на цивилизованные, а не пиратские отношения с прессой, которые должны сопровождаться соответствующими профессиональными этическими нормами. А то есть случаи, когда без ее разрешения производятся снимки в домике Булата, где он работал и жил, появляются странные интервью, если кто-то недобросовестно пользуется ее доверием.


Узнав, что в конце апреля в Нижнем Тагиле министерство культуры Свердловской области, управление культуры администрации города, тагильская общественность собираются в честь 90-летия со дня рождения Булата Окуджавы провести благотворительный фестиваль его песен (возможно, даже всероссийский), Ольга Владимировна поблагодарила творческие коллективы нашего города за проведение трех фестивалей «Надежды маленький оркестрик», заметив при этом, что оркестрик все-таки маленький, а апрельский благотворительный фестиваль будет большим. И предложила:

- А давайте подарю вам новый бренд фестиваля? Хотела калужанам отдать, но тагильчане есть тагильчане…

- Хотим! - ответил я с готовностью.

- Берите! «Виноградная косточка». Знаете, почему так назвала?

- Знаю. Это одна из знаковых песен Окуджавы. Это метафора продолжения жизни и творчества.

- Все верно! Мы хорошо с вами понимаем друг друга.


Наша встреча длилась более двух часов. Я рассказывал Ольге Владимировне и научным сотрудникам о Тагиле далекого 1932 года, о работе парторга ЦК Уралвагонстроя Шалвы Окуджавы, о том, каким стал Нижний Тагил сегодня. Мы обменялись книгами, видеозаписями, дипломами. Интерес к нашему городу возрос, и директор музея пообещала своим сотрудникам грядущие командировки на Урал. Затем мы пили чай, разговаривали о грибах в Подмосковье и на Урале, смеялись, и всем это общение было приятно и тепло. И от всего этого осталось одно общее впечатление, что Переделкино и Нижний Тагил не так далеки друг от друга, и наше сотрудничество принесет плодотворные плоды обеим сторонам.

Василий ОВСЕПЬЯН, член инициативной группы, член Союза писателей России.

Фото автора.


Р. S. Было в нашем общении и несколько особо щепетильных моментов, но мы обоюдно решили, что пусть они будут ведомы пока только нам. Могу процитировать лишь фразу одной из российских журналисток, имеющую отношение к 12 июня 1997 года (дата смерти Булата Окуджавы): «Франция убила двух гениальных русских поэтов». После этого надо молчать…

Возврат к списку

Конструктор сайтов
Nethouse